ХРОНІКА

Світла пам'ять

УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИКИ
(К 100-летию со дня рождения академика А.И. ЧЕРКЕСА

Тринус Ф.П., чл.-корр. НАН и АМН Украины, Чекман И.С., чл.-корр. АМН Украины, Горчакова Н.А., проф., Дужак В.Г., проф., Туманов В.А., проф., Французова С.Б., проф., Казак Л.И., Козловськая О.И., Голота Л.Г., Гурьянов Б.М., Дамбровськая А.М., Омельяненко З.П., Полякова И.Ф., Рубчинская К.И., Самилова Р.Д., Тихоненко В.М.

Национальный медицинский университет им. А.А. Богомольца
Институт фармакологии и токсикологии АМН Украины
Медицинский институт УАНМ, г. Киев

Учитель. Для нас слово Учитель особенно значимо и дорого. Сегодня признаны многие школы выдающихся ученых. Такую школу и создал всемирно известный ученый фармаколог и токсиколог, академик АМН Советского Союза, заслуженный деятель науки Украины, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой фармакологии Киевского медицинского института (теперь Национальный медицинский университет) с 1945 по 1971 год Александр Ильич Черкес, которому 2 мая 2004 года исполнилось бы 110 лет со дня рождения.

Общение с высокообразованным, интеллигентным, замечательным Человеком, Всемирно известным ученым, воспитателем и Учителем Александром Ильичом Черкесом, излучающим доброжелательность, душевность, обладающим высокой ответственностью, принципиальностью и требовательностью к себе и ученикам, умение создавать особую творческую атмосферу, определило творческое дерзание и научный оптимизм его учеников на всю жизнь. Для него было характерно генерирование оригинальных идей, научная интуиция при выборе тем для исследования, которые превращались в новые направления.

Огромная эрудиция, глубокие знания в различных областях медицины, умение четко и просто излагать научные доктрины сопровождали всю плодотворную и успешную научную деятельность А.И. Черкеса.

Кроме того, Александр Ильич очень интересовался работой студенческого кружка на кафедре фармакологии, направлял исследования каждого студента сам. Исследователь с мировым именем А.И. Черкес всегда находил время для роботы с подрастающей порослью. Александр Ильич проводил лично все заседания научного студенческого кружка; его вопросы, замечания, сомнения оживляли дискуссии, заставляли задуматься, лишний раз пойти в библиотеку. Отчетливо вспоминаются его слова: "Побольше читайте, сделайте библиотеку своим домом и у Вас начнут рождаться идеи". Аспирантура, вне сомнения, школа для любого человека. Аспирантура у академика А.И. Черкеса — дважды школа. Через неделю после зачисления в аспирантуру А.И. Черкес приглашал аспиранта в кабинет и определял какие разделы по фармакологии, которые каждый аспирант должен сдать рецептуру доценту М.И. Сластен, какие профессору Н.М. Дмитриевой, какие ему лично.

Когда еще в 1930 году А.И. Черкес был избран заведующим кафедрой фармакологии Харьковского медицинского института, он и его сотрудники развернули исследования по биохимической фармакологии сердечно-сосудистых средств, в частности, сердечных гликозидов. Итогом этих исследований была монография "Экспериментальные исследования по фармакологии сердца" (Харьков, 1941). Продолжили достойно эти исследования по биохимической фармакологии сердечных гликозидов ученики А.И. Черкеса: некоторые из которых были в свое время студентами-кружковцами — В.Ф. Мельникова, М.И. Сластен, В.И. Сила, Э.М. Айрапетян, М.А. Ангарская , Н.М. Дмитриева, В.А. Крементуло, М.Я. Тверская, Э.А. Аджикулов, В.Г. Дужак, К.И. Рубчинская, Н.А. Горчакова, Р.Д. Самилова, И.Ф. Полякова, А.П. Викторов.

Еще один пример чувства новизны научных направлений. В начале 40-х XX столетия фармакологи мира начали исследования по новой группе антигипертензивных препаратов-ганглиоблокаторов и противоатеросклеротических средств. А.И. Черкес пригласил для совместных работ в этом направлении известного химика из Харькова И.Б. Симона.

По фармакологии этого раздела выполнили кандидатские диссертации А.М. Домбровская, М.Л. Тарахавский, О.И. Козловская, В.В. Станкевич, В.М. Тихоненко, Б.М. Клебанов, С.Б. Французова, Л.И. Казак. Совместная работа фармаколога А.И. Черкеса и выдающегося химика-синтетика И.Б. Симона способствовала внедрению в медицинскую практику новых атигипертензивных препаратов бензогексония и пирилена. Был выполнен значительный объем исследований по выяснению роли адренергических механизмов в действии сердечных гликозидов, симпатолитиков, ингибиторов моноаминокидазы, кардиотропных средств (И.С. Чекман, С.Б. Французова, В.А. Туманов, С.Г. Черноморец, В.А. Ткачук, Н.Н. Потемкина).

В мировой литературе появляются первые исследования по фармакокинетике. В лаборатории А.И. Черкеса выполнены три кандидатские диссертации по данному направлению: Ю.С. Кагана "Сульфаниламиды в организме при некоторых формах качественного голодания" (1949), В.Я. Городинской "Превращение сульфаниламинов в организме при экспериментальной патологии печени и почек" (1951), Ф.П. Тринуса "Превращение сульфаниламидов в организме животных при повышении и понижении обмена веществ" (1956). Это направление успешно развивается и в современной Украине.

Греческое слово pharmacon обозначает лекарство и яд. Еще древние греки прекрасно понимали, что в лекарстве объединяется два свойства: лечебное и токсическое. Научная деятельность Александра Ильича прекрасно иллюстрирует это греческое положение.

Одновременно с работой на кафедре фармакологии в Харькове А.И. Черкес руководил лабораториями фармакологии и токсикологии в Украинском институте экспериментальной медицины и Украинском санитарно-химическом институте (1932—1941). В годы Великой Отечественной войны он был главным токсикологом Народного комиссариата здравоохранения страны. Это свидетельство его выдающихся достижений в токсикологии.

А.И. Черкес рассказывал, что осенью 1941 года его вызвали в Москву, где Нарком здравоохранения и Уполномоченный Государственного комитета обороны СССР Г.А. Митерев сказал: "Вы назначены главным токсикологом страны. Перед Вами стоят три главных задачи:
1. Обеспечить защиту населения страны от химического оружия.
2. Подготовить кадры токсикологов для фронта и тыла.
3. Переиздать Вашу книгу: "Токсикология боевых отравляющих веществ".

Уверен, что оправдаете доверие Родины". Наш учитель оправдал доверие Родины. 7-е издание книги "Токсикология боевых отравляющих веществ" увидела свет в 1943 году, кадры токсикологов были подготовлены, население страны было защищено от химического оружия.

Достижения в области промышленной и военной токсикологии заключались, во-первых, в изучении механизма действия отравлений окисью углерода, свинцом, бензолом, нитросоединениями, диэтилсульфита, производных фосфорорганических кислот и др. В 1935 году А.И. Черкесом на основе сравнительного изучения гипоксических ядов разработана классификация токсических гипоксий, которая имеет значение и на сегодняшний день.

Во-вторых, экспериментально обоснованы и внедрены в медицинскую практику схемы фармакотерапии отравлений гипоксическими ядами.

Всемирное признание получили исследования по проблеме отравления мышьяковистыми соединениями, ртути, кобальта, кадмия, свинца. Убедительно показано, что в механизме этого действия и патогенезе интоксикаций данными ядами существенная роль имеет блокада сульфгидрильных групп тканевых белков. В процессе многолетней совместной работе с химиком-синтетиком В.Е. Петрунькиным был синтезирован, всесторонне изучен и предложен уникальный антидот унитиол, который успешно применяется не только для лечения отравления вышеприведенными ядами, а также для фармакотерапии гепатитов, заболеваний центральной нервной системы, органов дыхания, кровообращения.

В зарубежной литературе имеется много статей, в которых описываются результаты опытов по сравнительному изучению унитиола с такими антидотами как британский антилюизит, натрия тиосульфат и другие. В этих работах убедительно показано, что унитиол значительно более эффективный препарат, чем известные антидоты. Если бы итогом научной деятельности А.И. Черкеса было создание только одного унитиола, то его имя благодарные больные занесли в золотую книгу вечности.

Исследования по токсикологии характеризовались не только созданием новых антидотов, но подготовкой учеников — продолжателей идей учителя. Докторские диссертации выполнили К.Н. Карпенко, В.Ю. Воронов, Н.И. Луганский, Б.С. Бравер-Чернобульска, Ю.С. Каган, В.Г. Дужак; кандидатские диссертации — М.А. Ангарская, В.И. Витте-Дроздовская, А.Ф. Лещинский А.П. Пашевникова, Г.А. Белоножко, В.С. Даниленко, В.Н. Котий, Л.Г. Голота, З.П. Омельяненко. и др.

Александр Ильич очень часто беседовал с аспирантами, интересовался не только ходом эксперимента, но и узнавал об их интересах вне работы, видя в них будущих коллег. Аспирантов второго года обучения и соискателей он брал на Всесоюзные съезды в г. Москву вместе с другими сотрудниками. Там, в Москве, благодаря А.И. Черкесу, аспиранты знакомились и слышали всех корифеев отечественной науки. Он часто повторял: "Помните, смотрите и изучайте, запоминайте и записывайте".

Александр Ильич был человеком особой природы, на конференциях, съездах он продолжал учиться сам. После сдачи аспирантами всех разделов фармакологии и освоения необходимых методов исследования, А.И. Черкес в течение нескольких часов объяснял аспирантам суть кандидатской диссертации, аннотацию и план диссертационной работы.

Александр Ильич помагал своим ученикам работать над оформлением научных работ и, таким образом, как великий скульптор "лепил" своего ученика.

Защита кандидатской диссертации. Александр Ильич читал все диссертации своих учеников очень внимательно и всегда делал замечания на полях работы. Перед защитой обязательно прослушивал текст выступления, записывая по ходу замечания. Затем очень внимательно еще раз обсуждал полученные данные, чтобы убедить членов Ученого совета в важности диссертационной работы.

Такая глубокая человечность и поддержка характерна действительно для великих людей. Только такой Учитель как Александр Ильич мог до последнего момента думать об ученике и переживать за него. По истечении стольких лет понимаешь насколько важно в жизни ощутить влияние высокого Духа, совмещения в одном человеке и Учителя, и воспитателя, и ученого. Он очень вежливо и настойчиво требовал выполнения всех порученных дел. Если надо было представить результаты опытов, приходилось работать ночью. До последнего дня работы Александр Ильич с удовольствием вникал в эксперименты, давал ценные рекомендации, всегда живо обсуждал все проблемы опытов, как технические, так и исследовательские. Ему доставляла радость эта "научная кухня", и он вспоминал то время, когда сам, будучи блестящим экспериментатором, делал то же самое. Уезжая с кафедры Александр Ильич всегда заходил в лабораторию и интересовался результатами проводимых опытов: ободрял при неудаче, поощрял к дальнейшей работе.

Александр Ильич любил общение с учениками в неформальной обстановке, и, в частности, у себя дома или на даче в Ворзеле. Домой к Александру Ильичу надо было приходить к 19.00. Сначала неспешная, всегда содержательная и обогащающая беседа в уютном кабинете на ул. Заньковецкой 5/2. Александр Ильич за письменным столом, неяркий свет от светло зеленной лампы, вокруг много книг, удивительная атмосфера тепла, высокой культуры, доброжелательности. После беседы — традиционное чаепитие в столовой, потом — возвращение в кабинет для работы и обсуждения принесенных публикаций.

Александр Ильич любил и хорошо разбирался в живописи. У него было множество редких в то время художественных изданий — репродукций картин великих художников, книги о знаменитых музеях мира. Его обаяние, доброжелательность, сердечность раскрывалась на ежегодных встречах с учениками в его доме, в день рождения 2-го мая. Хлебосольные Александр Ильич и Валентина Федоровна накрывали стол для всех учеников Александра Ильича со всех научно-исследовательских институтов и учебных заведений. Иногда на эти "посиделки" приезжали из других городов — Москвы, Харькова, Одессы, Томска. Беседа за столом чаще относилась к фармакологии или другим медицинским дисциплинам, но вспоминались и прочитанные новые романы, вернисажи, спектакли. Возникла у его ученицы С.Б. Французовой мысль, что Мону Лизу Джоконду с ее загадочной улыбкой и застывшей в глазах тайной можно смело считать символом фармакологии как науки. Эта мысль показалась Александру Ильичу очень привлекательной и удивительно точной. "Да, говорил он, в фармакологии много загадочного, тайного, непознанного, даже интригующего. И это сближает нашу великую фармакологию с великим полотном Леонардо".

Научные достижения А.И. Черкес подтверждал многочисленными статьями и монографиями. Его книги "Основы фармакотерапии" (1934) и "Справочник по фармакотерапии" (3 издания, 1944—1952), "Фармакотерапия" (1955) и "Пособие по фармакотерапии" (1961) в течение многих лет были настольными книгами многих практических врачей. Книга "Фармакотерапия" издана на корейском языке.

Для А.И. Черкеса, как выдающегося украинского фармаколога и токсиколога характерны такие направления научно-педагогической деятельности:
1. Исследования в области общей фармакологии (зависимость действия лекарств от химической структуры лекарств, от исходного состояния организма).
2. Исследования в области частной фармакологии (сердечно-сосудистые средства, медиаторные средства и др.), которые завершились созданием новых эффективных препаратов: бензогексоний и пирилен.
3. Один из первых в мире фармакологов начал исследования в области биохимической фармакологии.
4. Один из первых в СССР начал исследования по фармакокинетике лекарств.
5. Исследования по промышленной и военной токсикологии.
6. Подготовка научно-педагогических кадров. А.И. Черкес подготовил 67 докторов и кандидатов медицинских наук.

Удивительное свойство памяти: многое из второстепенного забывается мгновенно, но навсегда с фотографической точностью и четкостью остаются воспоминания о главных событиях жизни. Прекрасные, незабываемые часы и дни общения с Учителем.

Ученики академика А.И. Черкеса с бесконечной благодарностью всегда склоняют свои головы в знак уважения светлой памяти к своему Учителю.


Ювілейні дати

Редакционная коллегия поздравляет нашего российского коллегу, одного из лидеров клинической токсикологии Лужникова Е.А. с избранием академиком Российской АМН. Желаем дальнейших творческих успехов в плодотворной деятельности на благо токсикологической науки.

 


| Зміст |